04 Feb 2013

Заседание Рабочей группы по Электронному Документообороту 29 января 2013 года

29 января 2013 года в Торгово-промышленной палате России состоялось заседание Рабочей группы по вопросам электронного документооборота при Экспертном совете ТПП РФ. Эта группа была создана в апреле 2012 года для выявления и обобщения проблем, связанных с внедрением электронного документооборота и их практического решения.

Председатель Рабочей группы Александр Меликджанян отметил, что предпринимателям электронный документооборот обеспечивает безопасность и конфиденциальность, избавление от лишних затрат и  ошибок. Крупный бизнес от применения ЭДО сразу видит реальные выгоды и экономию. Поэтому у него большая мотивация уходить от документооборота бумажного. Что касается малого и среднего бизнеса, то и этот сегмент постепенно вовлекается в «электронную эру», хотя и недостаточно активно.

Любая компания, как правило, одновременно выступает и в роли продавца, и в роли покупателя. Вот почему вопрос электронных счетов-фактур вызвал оживленное обсуждение у присутствующих: что такое счет-фактура – документ налогового контроля или первичка? Представители ФНС России, бизнес-сообщества, эксперты единодушно пришли к выводу, что счет-фактура становится полноценным первичным документом.
Заместитель главного бухгалтера компании «Аэрофлот – Российские авиалинии» Ирина Николаева назвала проблемы, препятствующие полноценному внедрению электронного документооборота, характерные как для большинства авиаперевозчиков (в частности, изменение НДС в зависимости от маршрута), так и для других компаний (например, работа через агентов). Она внесла предложение по изменению формата электронного счета-фактуры и внесению в него отдельных строк и граф. По ее мнению, «камнем преткновения» на пути к электронному документообороту являются проблемы идеологические (как правило, с ними сталкиваются компании с непрерывным циклом продаж) и технологические (в частности, необходимость отправки подтверждения получения электронного счета-фактуры), другие неурегулированные вопросы (например, как избежать распечатки неформализованных документов).

«Группа компаний «НeadНunter» оказывает услуги удаленно и виртуально», – сказала в своем выступлении главный бухгалтер группы компаний «НeadНunter» Елена Плетнева, что создает дополнительные особенности учета таких операций. Она предложила продлить срок выставления и приема счета-фактуры, подчеркнув, что сегодня получение документа в электронном виде от контрагента, датированного последним днем отчетного периода – это потери в денежном аспекте. Многие крупные компании с определенными видами деятельности, например, рекламные услуги, посредническая деятельность, авиа- и железнодорожные перевозки, интернет-услуги, испытывают трудности в соблюдении сроков выставления счетов-фактур в течение 5 календарных дней и получении подтверждения принятого электронного счета-фактуры в течение суток от контрагента.

Если для малого и среднего бизнеса – это приемлемый срок, то для крупного – этого недостаточно. Кроме того, в рамках стимулирования перехода на ЭДО нужно отказаться от дублирования документов. Электронный документооборот требует совершенно новых подходов, изменения бизнес-процессов, сознания. Нужно усвоить, что оригиналом является электронный файл, а всё, что распечатывается – это копия.
Александр Меликджанян сообщил, что в настоящее время разработан проект дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования», размещенный на сайте Агентства стратегических инициатив. Отдельного внимания в этой карте заслуживает раздел «НДС и электронный документооборот», в который включены предложения по упрощению учета и отчетности и стимулированию электронного документооборота в жизнедеятельности организаций. В частности, предлагается разработать единый первичный документ, законодательно закрепить право на принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным до срока представления декларации по НДС (до 20-го числа), упростить существующий порядок выставления счетов-фактур по посредническим операциям. Планируется предусмотреть возможность выставлять сводные корректирующие счета-фактуры, разрешить хранить документы в электронном виде и переводить бумажные архивы в электронный вид с сохранением юридической значимости документов. Предусматривается разработать план мероприятий по стимулированию перехода на электронный документооборот, отменить обязательное ведение журнала регистрации выставленных и полученных счетов-фактур, если эта информация дублируется в книге покупок и продаж, а также внести в Налоговый кодекс норму, аналогичную требованиям к счетам-фактурам о том, что ошибки в первичных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки, не являются основанием для отказа в признании расходов, понесенных налогоплательщиком.

Отрадно, что большинство этих предложений, озвученные на заседаниях рабочей группы, легли в основу этого раздела дорожной карты.
«Европа начала процесс внедрения электронного документооборота 12 лет назад», – отметил Александр Меликджанян, сравнивая темпы внедрения в Европе и России. – В Европе электронный документооборот используют 6,7 млн организаций. И если доля проникновения ЭДО сейчас там составляет 23%, то к 2017 году она должны вырасти до 50% (с учетом того, что электронный документооборот является в ряде стран обязательным). У нас на сегодняшний день достаточно высокая степень проникновения (10 000 участников – по данным ФНС) и прирост будет значительно опережать темпы роста в Европе. Так что поле деятельности весьма широкое».

«Газели и КамАЗы документов уже невозможно эффективно обрабатывать и очень затратно их хранить», – подтвердил начальник отдела мониторинга Управления налогообложения ФНС России Александр Егоричев. Он отметил, что налоговая служба активно двигается в направлении расширения применения электронного документооборота. Сейчас подготовлен проект изменений в статью 165 НК РФ в части упрощения процедуры подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС и представления необходимых документов в электронной форме. Налоговая служба всегда открыта для обсуждения законотворческих инициатив и предложений». Александр Егоричев сообщил, что проект изменений размещен на Интернет-сайте ФНС России и пригласил бизнес-сообщество принять активное участие в обсуждении.

Участники сошлись во мнении, что электронный документооборот удобен и организациям, и контролирующим органам. Это именно тот случай, когда интересы полностью совпадают. Бизнесу нужна экономия времени и ресурсов, а контролирующим органам – удобство в работе.

[^]